Многие родители замечают, что их детям бывает трудно концентрироваться, что они подвижны, легко отвлекаются и не могут долго заниматься одним делом. Если эти признаки регулярно проявляются и доставляют трудности в учебе и повседневной жизни, это может указывать на синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Этот синдром требует особого подхода со стороны родителей и педагогов, а знание его особенностей и правильная организация обучения могут значительно облегчить жизнь детям и помочь им успешно адаптироваться.
Почему детям с СДВГ требуется особый подход в учебе?
Дети с СДВГ отличаются сниженным уровнем самоконтроля и способности к организации, причем эти навыки у них развиты на уровне младшего возраста. Существует так называемое «правило тридцати процентов», которое говорит, что дети с СДВГ отстают от сверстников по уровню развития воли и самоконтроля примерно на 30%. Это значит, что если ребенку 9 лет, его способность к организации и концентрации сравнима с уровнем шести-семи летнего ребенка. Поэтому учебная среда и требования к таким детям должны соответствовать их возможностям.
Как адаптировать учебный процесс под ребенка с СДВГ?
Сначала родителям стоит внимательно подойти к выбору школы и педагога. Оптимально, если школа предоставляет психологическую и логопедическую поддержку: дети с СДВГ часто сталкиваются с трудностями в речи и самовыражении, они могут забывать окончания, пропускать важные слова, говорить сбивчиво. К сожалению, далеко не все учителя учитывают такие особенности и порой объясняют их как недостаток дисциплины или мотивации. Важно выбрать учителя, который будет учитывать специфику поведения детей с СДВГ и создавать условия, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и мог успешно учиться.
Ключевые аспекты, которые помогут ребенку с СДВГ:
- Гибкий график и смена видов деятельности. Чередование теоретических и практических занятий помогает детям не терять концентрацию. Они лучше справляются с задачами, если их внимание периодически переключается.
- Закрепленное место занятий. Дети с СДВГ часто теряются от постоянной смены обстановки, например, перемещаясь между кабинетами. Работа в одном помещении помогает снизить беспокойство и повысить сосредоточенность.
- Разминки и активные паузы. Дети с СДВГ могут чувствовать себя лучше, если им позволяют выпускать энергию. Небольшие перерывы или занятия на свежем воздухе снижают стресс и дают детям эмоциональную разрядку, необходимую для успешного обучения.
Как онлайн-школы помогают в обучении детей с СДВГ?
Для детей с СДВГ онлайн-обучение может стать эффективным и комфортным вариантом. Занятия адаптированы для создания спокойной и предсказуемой среды:
- Домашняя обстановка и знакомая среда. Уроки проходят дома, где ребенку проще сосредоточиться. Он находится в привычной обстановке, что способствует спокойствию и улучшению концентрации.
- Гибкий график. В ряде онлайн-школ для особенных детей занятия можно планировать в удобное время. Это позволяет родителям подобрать график, подходящий как для ребенка, так и для семьи, а также дополнить учебу другими активностями, что полезно для общего развития.
- Паузы для двигательной активности. Онлайн-формат предполагает перерывы между занятиями, в которых ребенок может заниматься тем, что помогает ему отвлечься и сбросить накопившуюся энергию.
- Занятия в небольших группах (https://mostikschool.ru/grouplessons). Многие онлайн-школы ограничивают численность учеников до 10–15 человек, что позволяет учителю лучше контролировать процесс и уделить внимание каждому ребенку, если это необходимо.
Важность режима и структуры дня
Для детей с СДВГ особенно важен четкий распорядок. Привычный режим снижает тревожность, помогает ребенку структурировать свою деятельность и лучше справляться с задачами. Полезно заранее планировать учебный день и выполнение домашних заданий, чтобы ребенок понимал, что и когда ему нужно делать. Такая организация поддерживает чувство контроля, что значительно улучшает самочувствие и мотивацию.
Родителям стоит помнить, что главное в помощи детям с СДВГ – это терпение и поддержка. При правильно подобранном подходе к обучению, вовлечении специалистов и адаптации повседневной среды дети с СДВГ могут вести полноценную жизнь, успешно справляться с учебой и развиваться наравне с другими детьми.